Регулятор ширины стереобазы, рокот фильтр (К544УД1А). Способы расширения стереобазы трека Схемы расширение стереобазы псевдо и прочее

Человек прошёл сложный и долгий эволюционный путь для того, чтобы получить способность пространственного восприятия окружающей среды. И сейчас установить точное расположение источников звука вокруг — для каждого из нас дело абсолютно пустяковое.

В саундпродакшне же с приходом «цифры» управлять пространством миксов стало значительно проще, и теперь мы при помощи колонок или наушников слушателя можем погружать его в реальные или совершенно незнакомые ему условия. Что ж, к делу.

Чем стерео отличается от моно

В отличие от моно, где, независимо от количества каналов, слушатель получает одинаковую аудиоинформацию, стереозвук трёхмерен . То есть, способен передавать информацию о расположении каждого источника звука: слева он или справа, ближе или дальше, перемещается в пространстве или статичен.

По сути, работа со стереобазой позволяет нам, продюсерам управлять размерами и глубиной создаваемого микса, детализацией каждого отдельного инструмента и наращивать драматизм происходящего в треке, что не только приносит удовольствие слушателю, но и облегчает процесс .

Принцип и способы реализации широкого звучания

Базовый принцип работы со стереополем микса лежит на поверхности. Если ты внимательно прочёл вводную часть этой записи, то наверное уже догадался, что по-большому счёту, стерео это разница между звуком из левого и правого каналов . А что нам может помочь обеспечить эту разницу помимо панорамирования? Правильно, разные уровни громкости, психоакустические эффекты, задержка звука для одного из каналов, mid/side-обработка и отличающиеся параметры обработки в каналах.

Психоакустические эффекты я уже рассматривал отдельно, поэтому в этой записи на них останавливаться не будем

Поговорим о каждом из этих способов подробнее:

Панорамирование и уровни громкости

Как ты, наверное, знаешь, панорамирование инструментов в миксе позволяет смещать их влево или вправо относительно центра. Таким образом, мы можем «расставить» звуки вокруг слушателя, и кроме этого, изменяя уровни их громкости, приближать или удалять любой из инструментов трека.

Начинающие продюсеры часто бросаются панорамировать звуки в крайние положения, рассчитывая таким образом сделать широкий микс, но результат обычно звучит неестественно. Поэтому слушать такие треки (особенно в наушниках) больно тяжело.

Не перегибай палку — панорама не единственный способ расширения стереополя. Используй её по назначению, для сбалансированного позиционирования звуков.

Задержка звука и эффект Хааса

Если ты не поленился и прочёл книги по теории звука , то должен быть в курсе, что определить положение источника звука нам также помогает наличие и размер задержки, с которой он поступает в наши уши.

То есть, например, звук слева «считывается» левым ухом раньше, чем правым. Вопрос буквально пары десятков миллисекунд, но влияние, оказываемое на восприятие — просто огромное. Во многих источниках такой эффект можно встретить под названием «эффект Хааса».

Реализовать описанный приём можно продублировав дорожку с аудио- или midi-клипом, который нужно обработать, спанорамировать их в разные стороны и один из этих клипов задержать примерно на 5-28ms в ручную или средствами твоей DAW. Так, в на дорожках для этого есть параметр Track Delay.

Регулятор ширины стереобазы

РЕГУЛЯТОР ШИРИНЫ СТЕРЕОБАЗЫ – РОКОТ-ФИЛЬТР

Согласно исследованиям, устранение рокота (противофазных низкочастотных cоставляющих) совместно с расширением стереобазы (усиление разностсного сигнала на СЧ и ВЧ) психоакустически улучшает звучание, при прочих равных условиях, сильнее, чем снижение нелинейных искажений УМЗЧ с 0.1 до 0.01% .
Посему введение в усилительный тракт соответствующего устройства есть очень оправданным и целесообразным.

Вашему вниманию предлогаю схему такого регулятора,разработанную еще в 1989 М.Старостенко, г.Миасс, Челябинская обл. (" РАДИО " , 1989г. №11 , стр.52-54). Регулятор был собран и мной, и рядом моих знакомых, и зарекомендовал себя только с хорошей стороны.

Основные технические характеристики:

Номинальная чувствительность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 0.5В
Входное сопротивление. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . не менее 70 кОм
Коэффициент передачи по напряжению. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1
Максимальное расширение стереобазы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . до 2-х раз
Уровень подавления рокота при расширении
стереобазы 1 раз (2 раза) , дБ, на частоте, Гц
8 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26 (20)
20 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18 (12)
50 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 (4)
Нелинейные искажения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . не более 0.05%
Отношение сигнал / шум. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . не менее 80 дБ
Перегрузочная способность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20 дБ
Ток потребления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . не более 8 мА

Устройство работает по принципу последовательного суммарно-разностного преобразования стереосигнала. На сдвоенном резисторе R1 собран сумматор сигналов левого и правого каналов, а на ОУ DA1 и DA2 - узел разностного преобразования. С1 и С2 совместно с R1.1 и R1.2 выполняют функции рокот-фильтра. В крайнем левом (по схеме) положении движков R1 имеем максимальное расширение стереобазы (и минимальное подавление рокота) , в правом -- режим " МОНО” с максимальным подавлением рокота. В среднем положении движков на выходе устройства имеем обычный стереосигнал с хорошим подавлением рокота.
Переменный резистор R1 -- с линейной зависимостью. Правильно собранное изделие в наладке не нуждается.

Несколько советов от ВЕПРЯ:

Если ОУ К544УД1А заменить на К544УД2Б, то нелинейные искажения снизятся до 0.02-0.03% , а если на LF351(LF147) -- то до 0.02% . Опыт использования данного регулятора показал: режим МОНО не нужен. Да
и рокот в те времена исходил в основном от " вертушек” (ЭПУ) -- где они теперь. Поэтому можно взять R1 = 33 кОм, а между его правыми (по схеме) выводами и R2 включить постоянный резистор 33 кОм. Многие просто ставили на входе постоянные резисторы 68 кОм -- экономия органов управления и места
на панели управления.

Данич Александр, он же VEPR .
г. Нежин, Черниговская обл.

Добавь статью в закладки
Похожие материалы

Что такое стереобаза? Можно назвать ее воображаемой линией между двумя излучателями (то есть колонками) стереоакустической систему. На стереакустической системе занимают очередь участники проигрываемой музыкальной дорожки. Хотя, выстаиваться в очередь они могут не только на этой воображаемой линии, но и за нею. Все зависит от работы звукорежиссера, ведь он сводит студийную фонограмму. Понятное дело, что от размеров стереобазы зависит дальность и четкость звука. Чем она больше, тем понятнее нам открывается картинка звучания. К сожалению, наши жилищные условия не всегда предоставляют возможность достаточно разносить колонки друг от друга. Уже не говоря о различных аппаратах, на которых динамики находятся друг от друга в 15-20 см. В таком случае вам станет интересно узнать о расширении стереобазы. Эффект расширения стереобазы достигается через перекрестное сложение отфильтрованных сигналов левого и правого канала. В теоретические подробности вдаваться не стоит, так как никакие дискуссии нельзя сравнить с личным прослушиванием.


Первая схема расширителя стереобазы


Принципиальная схема расширителя стереобазы отечественного производства

Основные характеристики:

  • Входное сопротивление, не менее - 70 кОм
  • Коэффициент гармоник - 0,05%
  • Отношение сигнал/шум - 80 дБ
  • Потребляемый ток - 7 мА

Первая схема расширителя стереобазы довольно простая. Эта схема расширителя стереобазы построена на двух усилителях и нескольких других деталей. Ширину стереобазы можно отрегулировать с помощью переменного резистора R1. На выходе правого положения движка можно получить монофонический сигнал, так как стереобаза там минимальна. В левом же положении – стереобаза расширяется в два раза.
Схема расширителя стереобазы вовсе не привередлива к деталям, хотя переменный резистор все же лучше применять движковый. Такое устройство хорошо срабатывается с другими частями звукового тракта. Его можно подключить, к примеру, между предварительным усилителем и усилителем мощности. Питать устройство для расширения стереобазы можно с помощью двухполярного стабилизированного источника. Напряжение в нем не выше 15 В.


Вторая схема расширителя стереобазы


Принципиальная схема расширителя стереобазы на микросхеме TDA3810

Основные характеристики:

  • Номинальное входное напряжение - 0,5 В
  • Входное сопротивление, не менее - 75 кОм
  • Коэффициент передачи по напряжению - 1
  • Коэффициент гармоник - 0,1%
  • Отношение сигнал/шум - 80 дБ
  • Потребляемый ток - 6 мА

Вторая схема расширителя стереобазы немного сложнее первой, так как в этой нам понадобится микросхема TDA3810. Кроме расширения стереобазы эта деталь может так же получать псевдостереосигнал из монофонического. Это работает так: происходит сдвижение в обоих каналах по фазе в зависимости от частоты. Давайте рассмотрим характеристику этого устройства. В первую очередь нужно знать об его управлении: работать с микросхемой можно с помощью переключателей S1 и S2. Тогда, когда переключатели не сомкнуты, микросхема передает сигнал без изменений и в это время светодиоды HL1 и HL2 не горят. Если же оба выключателя замкнуты, то произойдет эффект расширения стереобазы в два раза и загорится светодиод HL1. Наконец, если замкнут только переключатель S2, то срабатывает преобразование моносигнала и горит светодиод HL2.
Так же нужно знать, что устройство расширения стереобазы питается от однополярного источника-стабилизатора. Схема расширителя стереобазы будет работать в диапазоне питающих напряжений от 4,5 до 16 В.

Для начала следует отметить, что же такое стереобаза, и для чего она нужна? Для меня это одна из составляющих качественного звука. Это объем Вашей фонограммы. Любая композиция, сведенная на студии профессиональным звукорежиссером, обладает достаточной амплитудой стереобазы, что придает ей живость и свободу для полета. Звук становиться более прозрачным и бархатным. Это когда звуковая волна распространяется не по прямой, а как бы охватывая все пространство. И так, с понятием стереобазы мы определились. Но как добиться такого звучания, неужели такое качество возможно только при сведении на студии? Нет, этого возможно добиться и в домашних условиях, причем двумя способами. Первый способ - программный, то есть с помощью плагинов (plug-in). Второй способ - ручной, то есть с помощью панорамы и маленькой хитрости.

Способ первый.

В настоящее время существует множество плагинов и VST инструментов, способных тем или иным способом расширять стереобазу фонограммы. Существует такой замечательный инструмент, под названием Virtual Guitarist (рис. 1), имитирующий игру живого гитариста, в котором эта функция встроена, и естественно применима только к собственному звуку. С помощью ручки стерео вы можете, как расширить звук, так и свести его в моно. Если гитарная партия в миксе служит мелодией, то желательно звук сделать <<шире>>, для большего объема и красоты. Если же гитарная партия держит ритм, то звук требуется сделать более четким, и постараться не прибегать к этой функции.


рис.1


рис.2

В секвенсоре CuBaseSX3 имеется встроенный синтезатор под названием Embracer (рис. 2), в котором стереобазу можно расширять параллельно с тоном звука. Из всех плагинов, с помощью которых можно расширить стерео базу фонограммы можно особенно выделить мастеринговый пакет Izotope Ozone, который как нельзя лучше справляется со своими обязанностями. Делает он это посредством разведения по панораме отдельных частот звуковой волны. Так же возможна эквализация звука с помощью четырех полосного эквалайзера. Для большего понимания, о чем идет речь, разберем все на примерах:

Пример 1.
Так выглядит звуковая волна на диаграмме Izotope Ozone при проигрывании чистого, не обработанного звука. Как видно на рисунке, звук распространяется строго по центру, и на слух не будет никакого объема. Если же развести по панораме отдельные частоты, а не весь их спектр, то разница будет ощутима даже не искушенному слушателю.

Пример 2.
Так выглядит звуковая волна на диаграмме Izotope Ozone при разведении низких и средних частот по панораме на 10% в правый и левый канал. В этом случае низкие и средние частоты по отношению к основному звуку фактически играют в разное время, но так как они разведены по каналам, наши уши слышат их по отдельности, а мозг уже собирает в единую стерео картинку. Главное с этим не переборщить. При слишком расширенной стерео базе микса, он может потерять свою четкость и динамику.

Способ второй.

Если у вас нет подходящего плагина, то расширить стереобазу можно в ручную, используя любой аудио редактор с мульти трековым режимом записи, или можно взять любой секвенсор. На примере используется CuBase SX.
Для начала нам нужен звук, который будем обрабатывать. Импортируем этот трек в CuBase (File -> Import -> Audio File). Дублируем исходный трек, после чего у нас должно получиться, так как на рисунке 3.


рис.3


Далее верхнюю дорожку уводим влево по панораме, а нижнюю вправо. При этом на нижнюю дорожку накладываем задержку в 10 единиц. Но можно и отклониться от этой цифры, но главное не переборщить. Все, сводим эти дорожки в один файл (File -> Export -> Audio Mixdown), причем только в стерео, а то толку от проделанной работы не будет.

Следует отметить основные инструменты, которые в этом нуждаются, и те, которым абсолютно не нужно расширение по стерео фазе.
Гитара.
Гитара, это инструмент, который чаще всего подвергается такой обработке. Это не зависит ни от типа гитары, будь то акустика или электрогитара, ни то стиля исполнения. В рок музыке гитарные ритм партии являются основой жесткости и динамики, и должны охватывать почти всю область звучания, если же это лиричная партия арпеджио, то ширина стерео фазы подчеркивает красоту и изящность мелодии.
Фортепиано.
Расширение стереобазы фортепьяно не навредит, но можно обойтись и без этого. Все зависит от места инструмента в миксе, и от стиля исполняемой музыки.
Скрипичные.
Желательно что бы скрипичные звучали <<широко>>, но здесь все опять таки зависит от скрипичной партии и стилистики музыкальной композиции.
Вокал.
Бэк вокалы подвергаться обязательному расширению стереобазы, иначе они будут звучать, как и основной голос, расширяя их, мы оставляем место под соло вокал. Но можно услышать эту обработку и на соло вокале.
Бас.
Категорически запрещается расширять стереобазу у бас гитары, так как она является фундаментом композиции, и должна находиться строго по центру, это относиться к живым стилям. В электронной музыки возможно все, например расширение стереобазы у баса нередко встречается в стиле Trance, так как там основой является ударная ритм секция.
Ударные.
Опять же, в живой музыке должны быть строго по центру, следует только разводить отдельные составляющие по панораме.

Этот модуль прост как и МП Устройство возбуждения гармоник.

Каждый диапазон имеет его собственный контроль расширения стереобазы. Уровень 0, говорит о том, что никакое расширение не применяется в данной частотной полосе. Положительные значения подразумевают расширение, в то время как отрицательные значения представляют " отрицательное расширение " или суммирование каналов, сближая их к центру.

Работая с расширителем стереобазы каналов, следите за контроллерами справа. Горизонтальная полоса - измеритель корреляции фазы (или измеритель фазы), а окошко "радарного тип" под ним, это - экран vectorscope. Оба используются, чтобы обеспечить информацией о разделении каналов (или "широте") Вашего микса.

Phase Meter

Указывает степень подобия или "корреляции" (соответствия) между левым и правым каналом.

Когда звук в левых и правых каналах подобен, измеритель «рисует» справа этой полоски. Когда левый и правый канал одинаковы, то значение корреляции будет +1, наш измеритель будет перемещен полностью направо.

Когда левые и правильные каналы не коррелируют или очень различны, измеритель гуляет в левом углу. Если левый и правый канал не совпадают по фазе, в такой ситуации корреляция --1, измеритель будет полностью слева. С течением времени фазы сигналов в каналах меняется, но полосочка остается окрашенной, что бы дать нам картину истории изменения корреляции. Яркая белая окраска указывают, что измеритель провел большее количество времени в этой области. Таким образом, прослушав микс, Вы быстро обнаружите крайности корреляции фазы также как и наиболее общие их области.

Обратите внимание, что Вы можете "обнулить" измеритель, щелкая на полоске.

Большинство записей имеет картину значений корреляции от 0 до +1. Краткие выбросы влево - не обязательно существенная проблема, но может представлять возможную мононесовместимость. Вы можете быстро проверить моносовместимость фаз, щелкая на дополнительных опциях Show Channel Ops. Это меню позволяет Вам получить микс в моно, инвертировать полярность левых или правых каналов и поменять их местами.

В процессе применения расширение стереобазы, корреляция фазы будет иметь тенденцию уходить к левой стороне, поскольку левый и правый каналы станут "более широкими" или менее подобными.

По умолчанию, измеритель фазы помещен в конце цепи сигнала, так что Вы " видите то, что Вы слышите ". Полезный побочный эффект этого - если замьютировать тот или иной диапазон, измеритель фазы показывает корреляцию стерео только для полосы (ос), которую (ые) Вы слушаете.

Vectorscope

Vectorscope также предлагает визуальное изображения сигнала.

Как правило, стерео запись рисуется в Vectorscope, является обычно более высоким чем широким (как показано в screenshot выше). Вертикальные формы подразумевают, левый и правый каналы подобны (приближаясь к моно сигналу, который является вертикальной линией). Горизонтальные формы рисунка подразумевают, что эти два канала очень различны, микс будет звучать более широко, но это и может означать проблемы моносовместимости.

Опции в vectorscope:

Вы можете щелкать на измерителе фазы, чтобы обновить картинку.

Если Вы хотите свернуть этот дисплей, Вы можете выключать его в меню Options Screen.

МП Стереозадержка

Мы сохранили наиболее интересную часть модуля отображения стерео для последней версии программы. Озон предлагает управление стерео задержкой, которая позволяет Вам регулировать задержку между левыми и правыми каналами. На первый взгляд подобная задержка не может принести качественного улучшения в микс, но применение именно многополосной задержки может давать некоторые очень интересные стерео эффекты.

Конечно, Вы знаете, чтобы делать звук исходящим справа Вы должны увеличиваете уровень правого канала. Это истина в том смысле, что звук который звучит на правой стороне, громче в правом ухе. Но есть и другой фактор. Звук исходящий справа достигает сначала правого уха. Есть короткая задержка прежде, чем он достигнет левого уха. Если Вы задерживаете канал на несколько миллисекунд, Вы можете эффективно перемещать секции микса вокруг стерео поля.

Чтобы экспериментировать с отображением стерео, используя задержки, попробуйте двигать регулятор управления задержкой налево или право. По умолчанию они сгруппированы, так что они все двигаются вместе синхронно. Вы должны слышать как микс реагирует и если Вы мастерите живая акустическая запись, сделанная парой стереомикрофонов, это может быть эффективный инструмент чтобы регулировать стереообраз без смещения поканального баланса. Таким образом, задержка может оказаться весьма полезной для мастеринга живых записей. Используйте ее и Вы будете с каждым разом иметь больше опыта.

Данная ситуация не единственное творческое использование задержки. Щелкните на “Group all band delays” и разгруппируйте задержки. Теперь Вы можете использовать задержку между левыми и правыми каналами для каждого диапазона произвольно. Смещая слайдер задержки вправоВы будете задерживает правый канал, влево -соответственно левый канал.

Если Вы ожидаете, услышать "эхо", Вы не услышите его. Это эхо здесь - очень короткие периоды задержки от 0 до 30 msec. В этом временном диапазоне Вы не различите два отличных сигнала, отсроченные во времени настолько, насколько Вы слышите эхо.

Так что Вы можете делать с МП задержкой? Пробуйте переместить расположение баса, используя Задержку в Диапазона 1. Вы можете перемещать восприятие позиции низких частот без установки стереопозиции. Или попробуйте сместить Диапазон 3 направо и Диапазон 4 налево для эффекта расширения верхних частот. Экспериментируйте.

Похожие статьи